Время, вехи, рубежи


Президент РФ Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии открытия памятника императору Александру III. Монумент установлен на территории Арсенального каре в Большом Гатчинском дворце в честь 175-летнего юбилея со дня рождения российского царя, сообщает официальный сайт Кремля.


Уточняется, что памятник по эскизам скульптора Паоло Трубецкого создал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина Владимир Бродарский.


На открытии памятника Александру III Путин вспомнил реализованный в годы правления этого царя «дерзновенный замысел строительства Транссиба». Но при этом президент почему-то забыл про «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года, которым восстанавливались сословные принципы образования. «Гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию», – писал тогдашний министр народного просвещения И. Делянов.


У нас, к счастью, до подобных циркуляров ещё не дошло. Но в «дерзновенных планах» нынешней российской элиты реакционные мысли часто проскальзывают. К слову, недавний закон о льготном поступлении в вузы для детей силовиков является чем-то вроде первого звоночка в создании сословно-кастового государства.


Между тем, нельзя не напомнить о том, что реакционная политика самодержавия в 80-х годах XIX века, направленная на свёртывание преобразований эпохи Александра II (отца Александра III), способствовала росту крестьянских выступлений в русской деревне. К концу XIX века на арену социальной борьбы выходит нищий и забитый рабочий класс России, стремительно растёт количество стачек на заводах, начинают роптать национальные окраины империи, недовольные политикой царизма по отношению к «инородцам».


Удивительно, как повторяется история! Если государю Николаю I пришлось в первый же день своего царствования усмирять декабристский мятеж, то его внуку императору Александру III Александровичу (1845-1894), пришлось сразу же начать решительную борьбу с революционным подпольем. И вскоре практически вся верхушка «Народной воли» была арестована, а затем, за активное участие в подготовке и осуществлении цареубийства, пятерых народовольцев казнили.

Николай Шильдер. Портрет Александра III


И царствование самого Александра III было в чём-то похоже на времена правления его деда: если Николай Павлович «удерживал» Россию от революции, то Александр Александрович поставил своей задачей «подморозить» империю после осуществлённых его отцом реформ. А главная цель была всё та же – Россия, по убеждению императора Александра III и его ближайших советников, должна была выступать удерживающей силой в мире, силой, спасающей мир от многоголовой революционной гидры.


Но… судьба отвела Александру III всего тринадцать с половиной лет на царствование.

Иван Крамской. Портрет императора Александра III


Император Александр III Миротворец (1845-1894) – второй сын императора Александра II. Он командовал гвардейскими частями в Петербурге, в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. командовал Рущукским отрядом. В царствование Александра III было воздвигнуто много храмов, учреждены церковно-приходские школы, создан Крестьянский банк. При Александре III Россия достигла высокой степени могущества и влияния в международных делах.


Семейство: супруга – Мария Фёдоровна

дети – Николай, Александр, Георгий, Михаил, Ксения, Ольга.


В позднейшей марксистской литературе мероприятия правительства Александра III по укреплению государственных устоев Российской империи получили именование «контрреформы». Уже само это именование подразумевало «реакционный характер» всего правления Александра Александровича. Но в марксистской литературе и не могло быть иных оценок, ведь именно этот император более чем на двадцать лет задержал распространение в России самого марксизма. А точнее – удержал Россию от неминуемого падения в бездну революции! Странно другое – до сих пор деяния Александра III продолжают именовать «контрреформами», а самого его продолжают осуждать за «реакционность». Вот где проявляется неизбывная, родовая связь марксистского радикализма и нынешнего либерализма – всякое упрочение Российского государства на традиционных основах вызывала и вызывает ненависть как радикалов, так и либералов!

В чём же состояли «контрреформы», а вернее, повторимся, мероприятия Александра III по укреплению Российского государства? Главными задачами во внутренней политике Александр III считал борьбу с революционно-террористическими организациями, укрепление основ самодержавия, усиление централизации власти, а также борьбу с либеральными и революционными настроениями в русском обществе. Все эти мероприятия осуществлялись Министерством внутренних дел, которым руководили Д.А. Толстой (в 1882-1889 гг.) и И.Н. Дурново (с 1889 г.).

Александр Морозов. Сельская бесплатная школа


Утверждая новый консервативный курс, Александр III принял несколько документов, которые усилили полицейский контроль в стране. 14 августа 1881 года были опубликованы «Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», в соответствии с которыми в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Губернаторы получили право закрывать торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств. В 1882 году были введены «временные правила» о печати, устанавливавшие так называемую карательную цензуру. Вскоре были закрыты почти все печатные издания либерального толка.


В социальном отношении правительство Александра III заботилось прежде всего об укреплении сословного строя империи. Считалось, что недвижность сословий может исключить рождение революционных настроений. Появился закон о «кухаркиных детях», в котором рекомендовалось ограничить поступление в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одарённых необыкновенными способностями, чтобы не «выводить из среды, к коей они принадлежат». Одновременно с 1884 года стало увеличиваться число церковно-приходских школ. В них детей обучали в первую очередь Закону Божиему, воспитывали в них преданность Богу, государю и Отечеству, уважение к Церкви и священникам.


В 1884-1887 гг. была проведена реформа высшего образования. По новому уставу была упразднена университетская автономия, ведь именно университеты стали при прежнем императоре главными рассадниками революционных организаций. Из университетов были уволены либеральные профессора, резко повысилась плата за обучение, закрылись высшие женские курсы. В интересах дворянства был учреждён Дворянский земельный банк (1885 г.), принят закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886 г.).

Илларион Прянишников. Сельский праздник


По мнению многих современных исследователей, эпоха правления Александра III была едва ли не самой счастливой в истории России Нового времени. Действительно, Россия не испытывала ни войн, ни внутренних смут, шло плавное и быстрое развитие народного хозяйства, подъём промышленности и сельского хозяйства, рост благосостояния населения. Впервые за весь XIX век в сбалансированное состояние были приведены финансы, началось стремительное создание современного морского флота – военного и гражданского. Русская национальная культура переживала один из лучших периодов в своей истории, достигнув высочайшего мирового уровня.


Росло и само население, и по подсчётам великого учёного Д.И. Менделеева, если бы сохранились тенденции, развитые при Александре III, то во второй половине XX столетия число русского народа возросло бы до 400 млн. человек со 125 млн. в конце XIX века!

<